I see valkyrias dancing, with rays of the crescent’s light...
МАСЛЕНИЦА (Масленая неделя, Сырная неделя), неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре зиму и весну. Широко отмечалась у русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у православных южных славян и очень скромно — на Украине и в Белоруссии.
Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим, также на «помин души». К празднику Масленицы строились огромные катальные горы (в Москве даже под стенами Кремля) и выходили туда с блинами «встречать Масленицу», веселиться и кататься с гор.
Смотрины молодоженов и другие обряды
На Масленицу устраивали своеобразные смотрины молодоженов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду, «зарывали» в снег или осыпали снегом; когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» (или «целовальник») — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Иногда молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить не в санях, а на бороне.
Парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения), наказывали. На Украине, в южнорусских областях и у поляков, а также у словенцев и отчасти хорватов парню или девушке к ноге привязывали «колодку» (кусок дерева, ветку, ленту) и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать «колодку», приходилось откупаться деньгами или угощением Масленице.
На Масленицу совершались продуцирующие обряды, направленные на усиление роста культурных растений. Чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.
Прощеное воскресенье и проводы Масленицы
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России и у православных южных славян этот день называли Прощеным воскресеньем (макед., болг. «Проштени поклади»), когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; у русских было принято по вечерам посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» — нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
У западных и южных славян (словенцев и хорватов) русской «Масленице» соответствовали «Запуст», «Менсопуст», «Пуст», «Фашник» и некоторые другие персонажи-чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя (в конце обряда их сжигали, закапывали в землю, бросали в реку, колодец, море, «вешали»). Всем южным славянам известны обычаи маскарадных игр на Масленицу с ряженьем в животных, имитацией свадьбы (с персонажами «баба» и «дед»), что, как правило, сопровождалось юмористическими сценками и эротическими шутками. Традиция устраивать карнавальные и маскарадные шествия усиливается по мере продвижения на запад южнославянского ареала (Адриатическое побережье Черногории, Босния, Хорватия, Словения). В западных южнославянских областях, как и у западных славян, на Масленицу широко известны и зооморфные маски («козел», «бык», «медведь», «верблюд», различные птичьи маски). Ряженье в животных есть ритуальный способ обеспечения плодородия и урожая с помощью животворной силы, что составляет доминанту всей масленичной обрядности.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов Масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров, обычно на возвышенности за селом или у реки. В костры, помимо дров, бросали всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.
У болгар, македонцев, сербов ритуальному огню — большим кострам, факелам, горящим стрелам — во время масленицы приписывалась отгонная сила. Через такие костры прыгали дети, криками изгонявшие из села ведьм, после чего собирали по домам яйца в качестве вознаграждения. У болгар каждый старался перепрыгнуть через масленичный костер, так как считалось, что это защитит людей от вредных насекомых и болезней в течение года; верили также, что освещенные этим огнем места не затронет летом град.
В России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело»).
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», то есть в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим, также на «помин души». К празднику Масленицы строились огромные катальные горы (в Москве даже под стенами Кремля) и выходили туда с блинами «встречать Масленицу», веселиться и кататься с гор.
Смотрины молодоженов и другие обряды
На Масленицу устраивали своеобразные смотрины молодоженов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду, «зарывали» в снег или осыпали снегом; когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» (или «целовальник») — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Иногда молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить не в санях, а на бороне.
Парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения), наказывали. На Украине, в южнорусских областях и у поляков, а также у словенцев и отчасти хорватов парню или девушке к ноге привязывали «колодку» (кусок дерева, ветку, ленту) и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать «колодку», приходилось откупаться деньгами или угощением Масленице.
На Масленицу совершались продуцирующие обряды, направленные на усиление роста культурных растений. Чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.
Прощеное воскресенье и проводы Масленицы
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России и у православных южных славян этот день называли Прощеным воскресеньем (макед., болг. «Проштени поклади»), когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; у русских было принято по вечерам посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» — нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
У западных и южных славян (словенцев и хорватов) русской «Масленице» соответствовали «Запуст», «Менсопуст», «Пуст», «Фашник» и некоторые другие персонажи-чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя (в конце обряда их сжигали, закапывали в землю, бросали в реку, колодец, море, «вешали»). Всем южным славянам известны обычаи маскарадных игр на Масленицу с ряженьем в животных, имитацией свадьбы (с персонажами «баба» и «дед»), что, как правило, сопровождалось юмористическими сценками и эротическими шутками. Традиция устраивать карнавальные и маскарадные шествия усиливается по мере продвижения на запад южнославянского ареала (Адриатическое побережье Черногории, Босния, Хорватия, Словения). В западных южнославянских областях, как и у западных славян, на Масленицу широко известны и зооморфные маски («козел», «бык», «медведь», «верблюд», различные птичьи маски). Ряженье в животных есть ритуальный способ обеспечения плодородия и урожая с помощью животворной силы, что составляет доминанту всей масленичной обрядности.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов Масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров, обычно на возвышенности за селом или у реки. В костры, помимо дров, бросали всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.
У болгар, македонцев, сербов ритуальному огню — большим кострам, факелам, горящим стрелам — во время масленицы приписывалась отгонная сила. Через такие костры прыгали дети, криками изгонявшие из села ведьм, после чего собирали по домам яйца в качестве вознаграждения. У болгар каждый старался перепрыгнуть через масленичный костер, так как считалось, что это защитит людей от вредных насекомых и болезней в течение года; верили также, что освещенные этим огнем места не затронет летом град.
В России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело»).
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», то есть в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
хотя и извратило и постаралось подогнать под себя...
эх, завидую я тому парню, что тебе понравится, ты просто сокровище, обожаю...
Спасибо!!!!!!!!!
StSkilur
даже варварское и бездушное христианство не смогло искоренить принесение требы в виде блинов, молока и других вещей, да и гуляний...
хотя и извратило и постаралось подогнать под себя...
Да уж...
эх, завидую я тому парню, что тебе понравится, ты просто сокровище, обожаю...
с 18 по 24 марта - масленичная неделя.
Согласно славянским верованиям, о сию пору отверзается Сварга, и Светлые Боги возвращаются в Явь - входят в силу после зимы, а души предков прилетают на птичьих крылах из Ирия небесного навестить нас - своих потомков. Время возрождения - весеннего "воскрешения" ( от "крес" - "огонь") Земли-Матушки и всей Природы.
Во время масленичной недели так же празднуют комоедицу - Медвежий праздник. <...>
волхв Велеслав, община "Родолюбие"
вот так-то, а вы "пост, пост.."
стыдно должно быть, товарищи.
а пост эт для тех у кого брюхо растет на церковной десятине...
и отмечаемый 25 березня/марта.
Насколько известно мне, первоначально отмечали в 20-х числах, а потом в строго установленный день - 21 марта.
вот так-то, а вы "пост, пост.."
да ни фига МЫ ТАК НЕ ГОВОРИЛИ.
StSkilur
ДА, ИСТИННО ТАК
ну по поводу зажравшийся свиней - это вам на warrax.net или realigion.ru
~Каэтана~
я привел выдержку с календаря ,купленогог в Москве в мире древностей 2,5 недели назад. наши все заценили. хотя не спорю, что возможны неточности.
просто предлагаю там еще неделю блины печь ))))
я привел выдержку с календаря ,купленогог в Москве в мире древностей 2,5 недели назад. наши все заценили. хотя не спорю, что возможны неточности.
Твой календарь возможно и крут, но я как будущий дипломированный историк *это не пафос, а правда жизни* предпочитаю более весомые источники.
просто предлагаю там еще неделю блины печь ))))
Я, например, круглый год пеку блины и блинчики, оладьи и оладушки, вне зависимости от времени года и календарных праздников. И на студенческих раскопах каждый день ровно в 11.00 второй завтрак - оладушки с сгущенкой... Эхххх... сколько было съедено... а сколько приготовлено!!!!!!
второй сайт серьезно не воспринял, не знаю почему...
~Каэтана~ вкуснятина, я тож люблю круглый год, пусть не супер часто блины и оладушки... не боюсь повторяться, ты - самое самое солнышко!!!
не боюсь повторяться, ты - самое самое солнышко!!!